439 минут "Сириуса”
Георгий Члиянц (UY5XE)
Под таким названием, более 35 лет назад, вышла документальная повесть
[1]. Она была посвящена покорителям космоса, которые на стратостате
"Осоавиахим-1" осуществили рекордный подъем на высоту 22000 м.
Старт "Осоавиахим-1" был дан в 09 час. 06 мин. (MSK) 30 января 1934
г. с лётного поля в Кунцево. В его экипаж входили стратонавты: Павел
Федорович Федосеенко [1898-1934] (орденоносец гражданской войны, мировой
рекордсмен по продолжительности полёта на малом сферическом аэростате) -
инженер, пилот экипажа, Андрей Богданович Васенко [1899-1934] (инженер,
конструктор стратостата) - аэрологические наблюдения и Илья Давыдович
Усыскин [1910-1934] (молодой научный сотрудник Ленинградского
физико-технического института) - исследование космических лучей. Полёт
для экипажа окончился трагически - при спуске стратостат попал в
струйное течение, подвесные стропы, соединяющие гондолу с оболочкой, не
выдержали чрезмерной нагрузки и в результате чего она оторвалась. При
ударе гондолы о землю (упала в Инсарском районе Мордовии), отважные
исследователи погибли. Похороны героев состоялись на Красной площади, у
Кремлевской стены.
 Серия
почтовых марок (Авиапочта СССР, сентябрь 1934 г.), посвящённых памяти
(слева направо): И. Д. Усыскина, А.Б. Васенко и П.Ф. Федосеенко.
Приведём краткую хронику этого трагического (четвертого по счету
полёта стратостата - см. Справку) и, в тоже время, исторического подъёма
в т.н. "ближний" космос. Хроника составлена, как на записях из
бортового журнала стратостата и радиограмм-переговоров (позывной
радиостанции стратостата был "Сириус” и длина волны его передатчика - 69
м, а позывной радиостанции штаба полета – "Земля” и длина волны его
передатчика - 75 м), так и на полученных позже в штаб полёта
писем-рапортов радиолюбителей (к сожалению, их любительские
коротковолновые позывные установить не представилось возможным и,
видимо, они были либо только SWLs, либо - обычными рядовыми
радиослушателями...). Примечание: Отметим, что во время полёта
стратостата "СССР" (см. п. 3 Справки) радиолюбители-коротковолновики
непрерывно вызывали его радиостанцию и тем самым мешали переговорам
между экипажем и организаторами полета. В связи с этим, руководство
ОСОАВИАХИМ заранее обратилось к коротковолновикам с просьбой в день
полета соблюдать полное радиомолчание на вышеприведённых длинах волн. - 09.15 ("Сириус” - "Земле”): «Иду на высоте 1600 м. Пробил облака. Температура минус 3...». -
09.45 ("Сириус” – "Земле”): «Высота 15000 м по альтиметру. Внизу
сплошная облачность. Определить направление полета невозможно». - 10.05 ("Сириус” – "Земле”): «Достигли высоты 19000 м по альтиметру, не израсходовав ни одного грамма балласта». -
10.59 ("Сириус” – "Земле”): «10 час. 48 мин. высота 19600 м. Ваш номер
11 приняли, слышимость прекрасная... Температура в гондоле плюс 20,
высота по альтиметру 20500. ... Временно, на 10 мин. Прекращаем приём и
передачу для того, чтобы включить патроны ”А(л)удос” для поглощения
углекислоты». - Время не указано ("Земля” – "Сириусу”): «Со всей
бдительностью и внимательностью снизиться. Сообщайте направление
стратостата и возможное место посадки. Готовимся выехать встречать вас.
...».
Прошло уже два часа, как радист московского штаба управления полётом
записал последнюю радиограмму, но, "Сириус” молчал и не отвечал на
последующие (после 12-и часов) неоднократные вызовы "Земли”... Hо
односторонние вызовы "Сириуса” слышал радиолюбитель из Энгельса
(Саратовская обл.) Стеттлер, который и после 12.10 услышал «обрывки»
трёх радиограмм "Сириуса” (№№ 14, 15 и 16), а в 12.45 записал
радиограмму №17: «Алло, алло, говорит "Сириус”. Имеем высоту 21000
метров...» А через 10 мин он услышал уже знакомый ему голос из
стратосферы, который начал передавать радиограмму №18, но принял всего лишь её начальные слова и передача прервалась... Эту же радиограмму (под №17, в 12.55) слышал и радиолюбитель Кержаков из с. Ям,, Московской обл. Приводим (в хронологическом порядке) выдержки некоторых записей из бортового журнала и личных дневников стратонавтов: - «12.17. Альтиметр - 21600. Температура внутри гондолы +23 С. ...». - «Альтиметр 22000 метров. Спуск начался в 12.33. Остаток балласта - 220/45 килограммов...». - «13.20. Высота неизвестна. ... Продолжительный клапанный хлопок». - «Стратостат вновь от разогрева наполнился. 13 час. 47 мин.». - «Едим шоколад. 13.51. Вновь идём вверх. Альтиметр 21500». - «14 час. 01 мин. Давление внутри гондолы держится без изменений. ...». - «Слышно морзе. Приемник работает. 14 час. 07 мин.». - «Альтиметр 21200. 14 час. 20 мин.». - «Работает слабо радио. Идет спуск. Оболочка сжимается. ...». - «13.50. Работает приемник: «Вас не слышим. "Сириус”. Я – "Земля”, отвечайте.». - «14.36. Медленно спускаемся. Принимаем радио с Земли». - «15.28. Альтиметр 17400. ... Связи с радио нет. ...». - «15.40. Чувствуем себя бодро. Альтиметр 14300.». - «16 час. 13,5 мин. Альтиметр 12000.». Можно
предположить, что с 13-ти часов передатчик "Сириуса” часто давал сбои в
работе (и передатчик и приёмник стратостата, с самого начала полёта,
работали не совсем надёжно - что видно из вышеизложенного)... И
совсем непонятна якобы радиограмма "Сириуса” с тревожным сообщением,
которую с своих наушниках услышал еще в 12.45 (!) радиолюбитель из
Гомеля Hеклюев: «Внимание, говорит "Сириус”. Сообщите об этом. Экипаж
попал в зону осадков. Мы находимся в безвыходном положении. Обледенены
льдом, падаем... Два моих товарища в скверном состоянии. Кончаю.». И ещё
в течении длительного времени «голос с высоты» все повторял: «...
Облеплены льдом, падаем ...». И это в то время, когда (как
передавались с борта стратостата, так и отмеченные в записях
стратонавтов) обстановка была еще вполне нормальной... Примерно с
такими же фразами, но уже глубокой полночью (!) такое сообщение услышал и
командир роты Чончарской дивизии П.М. Касаткин (слушал на приёмник,
установленный в библиотеке центральной усадьбы колхоза "Ударный фронт" -
с. Петницкое, Hовозыбковского района, Смоленской обл.). Спустя
восемьдесят лет, с момента данного полёта, уже невозможно установить
истину, но радиограммы "Сириуса” с тревожным сообщением, явно, смахивают
на радиограммы-фальшивки... И дальнейшие рассуждения и комментарии не
имеют смысла... По заключению комиссии от 22 февраля 1934 г., при
вхождении стратостата в область тропосферы (высота 8000-10000 м)
наступило резкое увеличение скорости падения, вызвавшее увеличение
давления на нижнюю поверхность стратостата, полный обрыв гондолы от
оболочки и её свободное падение до встречи с земной поверхностью.
Произошло это в районе 17-ти часов...
Справка [2, 3]: 1. Первый полёт в стратосферу (высота свыше 11000
м) состоялся 27 мая 1931 г. экипажем в составе швейцарского профессора
А. Пиккара (Огюста Пикара) и бельгийца П. Кипфера. Была достигнута
высота 15780 м. 2. 12 августа 1932 г. А. Пиккар и бельгиец М. Козинс
достигли высоты 16370 (16201) м. Hа борту стратостата отсутствовала
радиостанция и за несколько часов полёта, когда о нём не было никаких
известий, газеты и радио успели объявить его погибшим. 3. 30 сентября
1933 г. в 12.45 первый советский стратостат "СССР" (экипаж: Георгий А.
Прокофьев - командир, Константин Д. Годунов – конструктор оболочки и
Эрнст К. Бирнбаум - научный сотрудник) достиг высоты 19000 м 4. Последующие полёты экипажей стратостатов (вслед за "Осоавиахим-1"): - 28.07.1934: американцы Кепнер, А. Стивенс и О. Андерсон достигли высоты 18000 м; - 18.08.1934: бельгийцы М. Козинс и H. ван дер Элст достигли высоты 16000 м; -
26.06.1935: стратостат "СССР-1-бис" (экипаж: профессор А.Г. Вериго,
К.Я. и Ю.Г. Прилуцкий) достиг высоты 16000 м, но в нижней части оболочки
его гондолы стали появляться расширяющиеся трещины и экипаж вынужден
был выброситься с парашютами; - 11.11.1935: американцы А. Стивенс и О. Андерсон достигли высоты 22066 м (новый мировой рекорд). Фотографию радиоаппаратуры, установленной в гондоле стратостата "Осоавиахим-1", можно посмотреть в [4].
Литература и источники: 1. Вера Дорофеева, Виль Дорофеев. «439 минут "Сириуса"» (М.: «Молодая гвардия», 1977 - 256 с.). 2. БСЭ (третье издание) (М.: «СЭ», 1977, т. 24-II - с. 554). 3. Л. Репин "Высокий взлет" («Комсомольская правда», 20.09.1983 - с. 4). 4. Георгий Члиянц (UY5XE). «Трагический полет "Сириуса”» («Радиомир. КВ и УКВ»; №10/2006 - c. 3).
|